Первые впечатления от Baldur's Gate 3
Для кого-то 20 лет ожидания подошли к концу ещё в 2020 году, когда вышла ранняя версия триквела Baldur’s Gate. Однако тогда был доступен лишь первый акт, а сама игра находилась в стадии альфа-тестирования. Это означает множество недоработок: от технических до контентных. Но с тех пор фанатская база проекта росла с каждым днём. Поэтому неудивительно, что спустя долгих три года, когда полная версия BG3 наконец вышла, онлайн в Steam побил многие рекорды — более 800 тысяч человек в пике!
Я не участвовал в раннем доступе игры и никогда не был фанатом серии. Из похожего больше всего зависал в Dragon Age: Origins от BioWare и пробовал многие прошлые творения от бельгийской студии Larian. Поэтому для меня все приключения долгожданного (но не мной) триквела оказались в новинку. Далее расскажу о своих первых впечатлениях от увиденного в Baldur’s Gate 3.
Содержание
- Мир игры и сюжет
- Редактор персонажа
- Начало игры и боевая система
- Система диалогов и отыгрыш роли
- Техническое состояние игры
- Заключение
Мир игры и сюжет
Сначала перескажу, что узнал о франшизе и её фэнтезийном мире, перед тем как погрузиться в игру. Триквел не требует знания сюжета предыдущих частей BG. Да и события происходят спустя много поколений — примерно через 120 лет после второй части. Хотя в игре встречаются персонажи из прошлых частей. Одни из них эльфы-долгожители, а другие, вероятно, подверглись какой-то форме магического анабиоза (хотя того же Минска я в игре ещё не встретил).
Место действия Baldur’s Gate 3 — окрестности заглавного города Врата Бальдура и само поселение. Врата Бальдура — независимое торговое город-государство на континенте Фаэрун, в регионе Побережье мечей. Процветание города обеспечено географическим положением — в стратегической точке между королевствами Севера и Юга. Во Врата Бальдура предстоит попасть лишь к середине сюжета, поэтому я пока дотуда не добрался.
Больше всего Побережье мечей напоминает средневековую Западную Европу. Однако населено не только (и даже не столько) людьми, но и различными человекоподобными существами. Кроме привычных по фэнтези эльфов, гномов и гоблинов, здесь встречаются всякие тифлинги (похожи на демонов), иллитиды (напоминают осьминогов) и другие существа из вселенной Dungeons & Dragons, а точнее — из подсерии Forgotten Realms («Забытые Королевства»). Если вы смотрели сериал «Очень странные дела», то можете вспомнить, что его главные герои играли именно в «Подземелья и драконов».
Хорошие гейммастера по D&D до сих пор одни из самых уважаемых людей среди гиков
По сюжету главного героя похитили пришельцы — те самые человекоподобные осьминоги иллитиды. На борту воздушного корабля его держали в плену вместе с остальными несчастными, чтобы подсадить им личинок. Эти личинки затем должны прорасти в организме носителя и превратить их в новых иллитидов. Таким способом раса человекоподобных осьминогов размножается.
Нужно сбежать с корабля иллитидов, а затем найти способ избавиться от личинки. Однако внезапно оказывается, что последняя даёт некие сверхсилы — позволяет читать мысли других людей и даже помогает не погибнуть при падении с большой высоты (а ещё, как позже выясняется, вампирам с личинкой в голове не страшен дневной свет).
Иллитид подносит личинку к глазу главного героя. Одна из самых мерзких (но захватывающих) сцен в игре
Редактор персонажа
В качестве протагониста может выступать один из готовых персонажей с прописанной биографией и характером, либо можно создать собственного. Готовые персонажи — это настоящие личности, которые во многих разговорах и конфликтных ситуациях будут действовать, исходя из своих принципов и убеждений. Например, вампир Астарион вечно стремится всех одурачить ради личной выгоды, а прямоходящая рептилия Тёмный Соблазн испытывает постоянную жажду крови и ведёт себя соответствующе.
Игра за Тёмного Соблазна может кардинальным образом повлиять на прохождение — он может просто искалечить страждущего вместо того, чтобы выслушать его. Это пригодится, например, тем, кто захочет повторно пережить знакомые приключения, но за откровенного злодея.
Похоже, что до того как Астариона укусили, он принадлежал к расе высших эльфов
Представитель расы драконорожденных по имени Тёмный Соблазн
Также нужно понимать, что игра за готового персонажа не позволит поговорить с ним. Поэтому для первого прохождения, вероятно, всё-таки лучше сделать собственного героя. Благо, редактор в Baldur’s Gate 3 довольно богат на возможности.
При создании протагониста разрешается выбрать расу, пол, происхождение, класс и различные способности. Также можно довольно детально настроить внешность. Правда, нельзя менять параметры тела (кроме женской или мужской разновидности), а лицо приходится выбирать из готовых пресетов. Но вариантов для остальных черт довольно много.
Я решил играть за тифлинга с красноватой кожей
Начало игры и боевая система
После создания персонажа я наконец начал прохождение (редактор в подобных RPG многих заставляет провести в нём часы). Оно началось с того, что на воздушный корабль иллитидов напали всадники на драконах. Это были воины из противоборствующей расы гитьянки. Её представители напоминают кого-то вроде зеленокожих эльфов с некоторыми чертами лягушек.
Всадники гитьянки добились своего и подбили корабль. Пока дымящееся судно планировало по воздуху и постепенно приближалось к земле, нужно было добраться до рубки, чтобы перехватить управление и попытаться организовать мягкую посадку. Это мне предложила сделать гитьянки по имени Лаэзель, которая тоже оказалась одной из похищенных. К тому времени многие иллитиды на борту уже погибли, поэтому нам мало кто мог помешать.
Лаэзель не менее воинственна, чем её сородичи, напавшие на корабль
Уже в самом начале игры дают неплохо освоиться с управлением, системой диалогов и боями. Благо, противниками здесь пока в основном выступает всякая мелочь вроде бесов, прислужников иллитидов. И как во многих классических RPG, боевая система в Baldur’s Gate 3 сильно зависит от класса.
Маги могут творить невероятные вещи на поле брани: от банальных фаерболов и молний до телекинеза или ледяных луж у обрывов. Причём многие стихии можно совмещать между собой, заставляя огонь погаснуть от воды, а кислоту взорваться от пламени. Однако, если играете за бойцов ближнего боя, то система куда более прямолинейная: подходим и бъём врагов по одному, а также ослабляем особо крупных различными подсечками. Кому-то второй вариант покажется слишком скучным, другие же будут рады меньше забивать голову колдовством и сочетанием стихий.
Не сразу понял, что в этом моменте иллитид выступал на нашей стороне. Он думал, что мы стали безвольными, и стал защищать своих «рабов»
Сам бой проходит в пошаговом режиме. Причём за ход можно сделать 3 действия: основное (удар или заклинание), дополнительное (толкнуть врага или ослабить каким-то приёмом или заклинанием) и отдельно идёт перемещение на небольшое расстояние, чтобы подойти к врагу или лучше прицелиться. Перемещение можно сочетать с прыжком, который поможет запрыгнуть на высоту, чтобы получить преимущество, или же просто преодолеть препятствие.
К слову, большинство локаций, в которых случаются столкновения (а все такие места в игре определены заранее) многоуровневые и разноплановые. На них часто есть где укрыться от заклинаний или просто спрятаться от тех, кто ещё не заметил вашего сопартийца.
Одно из первых крупных сражений в игре, возле рощи друидов
Полуобрушившаяся мельница в заброшенном городке, наводнённом гоблинами-рейдерами
После того, как корабль иллитидов рухнул, мой герой оказался на берегу реки. Неподалёку я встретил нескольких выживших пленников, которые тоже были заражены личинками. Они предложили мне присоединиться к ним и отправиться на поиски лекарства. Я согласился, и мы продолжили наши приключения вместе.
Наш путь лежал через дикие земли, где обитали разные опасные существа. Нам пришлось сражаться с бандитами, волками, гоблинами и другими врагами. Вскоре мы добрались до рощи друидов. Она была укромным местом, где спрятались тифлинги, которые бежали от гоблинов и искали убежища у друидов. Между этими двумя группами чувствовалось напряжение, и оно вскоре могло перерасти в конфликт. В роще мы хотели узнать о личинках и способах избавиться от них. Однако наша команда неизбежно погрязла в проблемах тифлингов и друидов, и вскоре пришлось выбирать сторону.
Система диалогов и отыгрыш роли
К счастью, в игре многие из проблем можно решить красноречием. Система диалогов в Baldur’s Gate 3 немного похожа на ту, что была в Divinity: Original Sin 2. Во время разговоров с персонажами игра переходит в кинематографический режим, где можно видеть лица и эмоции собеседников. В диалогах предлагают различные варианты ответов, которые зависят от характеристик, навыков, расы и класса героя. Например, можно попытаться убедить, запугать, обмануть или очаровать собеседника, используя свою харизму, силу, интеллект или другие параметры. Однако, для этого нужно пройти проверку на удачу (главное отличие от дилогии Divinity: Original Sin) — бросить кубик и получить нужное число или больше. Это добавляет элемент случайности и непредсказуемости в разговоры.
Диалоги могут различаться в зависимости от того, кто из спутников находится рядом с героем. Каждый из них имеет своё мнение и взгляд на происходящее, и может вмешиваться в разговор или даже начинать свой. Иногда это может привести к конфликтам между спутниками или с другими персонажами. Например, если герой собирается помочь кому-то из мирных жителей, то вампир-аристократ Астарион может высказать своё неодобрение, что мы зря тратим время на всяких оборванцев. А самоотверженному Уиллу может наоборот не понравиться, если мы откажем кому-то из нуждающихся.
Эта девушка хотела убить одного из наших сопартийцев, так как считала его опасным для окружающих, но её удалось переубедить силой навыков и броском кубика
Всё это не только раскрывает сюжет и персонажей, но и даёт возможность повлиять на прохождение. В зависимости от выборов игрока, могут открываться или закрываться целые квесты и локации, а также присоединяться или избегать компании главного героя новые спутники.
Столь проработанная система диалогов позволяет игроку почувствовать себя частью живого и реагирующего на его действия мира. Она также должна сделать каждое прохождение уникальным и неповторимым. И, на первый взгляд, Baldur’s Gate 3 правда имеет огромный потенциал для ролевого отыгрыша и экспериментов с разными персонажами и ситуациями.
Техническое состояние игры
Напоследок, расскажу про техническое состояние релизной версии игры. Детализация нового творения Larian заметно выросла по сравнению с Divinity: Original Sin 2, а также улучшилось освещение. Последнее стало менее плоским, что особенно заметно в катсценах. Цветовая коррекция теперь более сбалансированная. Поэтому визуал стал менее мультяшным, хотя всё ещё остается стилизованным и ярким.
Без DLSS (умного апскейлинга от NVIDIA) моя GeForce RTX 3060 Ti в связке с Core i5-10400 выдавали 70–80 кадров в секунду. В боях счётчик стремился ближе к 70. Но стоило включить DLSS, как FPS сразу вырос до 90–110 единиц соответственно. При этом на 2K-мониторе ухудшения разрешения заметно не было даже на растительности и волосах. Процессор тоже справлялся с чуть увеличившейся нагрузкой на ура.
Официальные системные требования Baldur’s Gate 3 со страницы игры в Steam
Заключение
Подводя предварительный итог, могу сказать, что Baldur’s Gate 3 — это игра, которая не оставит равнодушным ни одного любителя классических RPG. Она позволяет игроку погрузиться в удивительный мир Побережья мечей, где его ждут незабываемые приключения, захватывающие бои и интересные диалоги.
Новое творение Larian даёт большую свободу выбора и действия, которые влияют на сюжет и отношения с персонажами. Уже в первые часы игра поражает своей красотой и множеством деталей, которые создают атмосферу настоящего фэнтезийного эпоса.
Baldur’s Gate 3 заслуживает внимания всех поклонников жанра, а также тех, кто хочет попробовать что-то новое и увлекательное. Кроме того, она хорошо пойдёт на большинстве хоть сколько-то актуальных игровых ПК. Если вы ещё не пробовали эту RPG, то очень даже зря.
Это были наши первые впечатления от Baldur’s Gate 3. Финальный обзор подготовим в следующие несколько недель. В нём расскажем, так ли хороши следующие главы игры, захотелось ли скорее начать новое прохождение за другого персонажа и достойна ли BG3 стать кандидатом на главную RPG последних лет.
Игровые компьютеры для Baldur’s Gate 3 — в каталоге e2e4
___________________________________________
e2e4 — технологии моих побед!